Давным-давно животные делились на хищников и травоядных, и одни охотились на других. Однако эта первобытная эпоха осталась в прошлом. Теперь все животные обрели разум, и они научились жить вместе, не пожирая друг друга. Но даже в их утопии случаются преступления, и провинциальная зайчиха Джуди Хоппс с самого детства мечтает стать офицером полиции. Хотя обычно на службу берут лишь больших и мощных зверей вроде тигров, медведей и слонов, Хоппс пробивается через все испытания полицейской академии и становится первым в истории мегаполиса Зверополис зайцем-копом. Когда она поступает на службу, ей поручают выписывать штрафы за парковку, но ее это не останавливает. Чтобы доказать, что зайцы могут быть не худшими полицейскими, чем другие животные, Джуди берется раскрыть дело о похищении 14 хищных зверей, которое поставило в тупик ее более опытных коллег. Разумеется, «Зверополис» – далеко не первая анимационная история о мире антропоморфных животных (то есть зверей, которые носят одежду и ходят на задних лапах), и сами диснеевцы в прошлом нарисовали немало подобных мультфильмов. Но ни одна из этих картин не могла похвастаться тем, что почти в каждый ее ключевой кадр были вложены десятки и сотни человеко-часов, потраченных на придумывание города, где на равных могут взаимодействовать землеройки и жирафы. Только представьте – чтобы Зверополис мог вместить жителей со всего света, строители разделили его на множество природных и высотных зон, в каждой из которых свой климат и своя архитектура.
Если в квартале слонов Джуди нужно подпрыгивать, чтобы дотянуться до прилавка, то в квартале мелких грызунов она возвышается над жителями как Кинг Конг и едва не сносит целый квартал в погоне за преступником своего роста. И это не просто визуальная деталь – это ключевой сюжетный элемент. Так, например, лис-мошенник Ник, который по ходу действия становился «стукачом» и помощником Джуди, использует разницу в масштабах для одной из своих махинаций. Он превращает одно слоновье мороженое в сотню леденцов для леммингов и наживается на разнице в цене. Не правда ли, восхитительно? В то время как многие мультфильмы такого рода подгоняют зверей под один размер (вспомните диснеевские сериалы «Утиные истории» и «Чудеса на виражах») и фактически делают из персонажей людей в пушистых и пернатых шкурах, Зверополис постоянно подчеркивает физиологическую разницу между героями и находит все новые графические и сюжетные способы ее обыграть. В сущности, мир фильма так же сложен, как реальная современная жизнь. Он даже сложнее, потому что к человеческим реалиям добавляются реалии животные – вышеупомянутые различия в размерах и климатических пристрастиях и неизбежные трения, возникающие при взаимодействии разных видов.
Сюжет картины крутится вокруг взаимного недоверия хищников и травоядных, но если диснеевцы захотят продолжить историю «Зверополиса», то им нетрудно будет найти в природе и перенести на экран новые источники одновременно драматичных и забавных конфликтов. При всех достоинствах мира «Зверополиса» он бы разочаровал зрителей, если бы в нем не жили столь же занимательные персонажи. Но, к счастью, Джуди Хоппс – самая сложная и интересная положительная героиня в рисованной диснеевской истории. Да, это не преувеличение. В начале картины она кажется шаблонной наивной провинциалкой-доброхоткой, прибывшей покорить большой город и утвердить ценности равенства и братства. Но еще во время тренировок в полицейской а
кадемии она показывает себя куда умнее и предприимчивее, чем обычно бывают такие героини. А когда Джуди выходит на «тропу войны» с преступностью, то она оказывается не только хитрой, но даже немного коварной и готовой ловко обходить закон и использовать злодеев в своих интересах. Иными словами, Джуди ближе к Жеглову, чем к Шарапову. Что, согласитесь, поразительно для диснеевского мультфильма. И это еще не все! Главная «фишка» Джуди – в ее образе мыслей. Сравним ее с героиней вроде бы более взрослого диснеевского проекта – сериала «Агент Картер». Его заглавный персонаж Пегги Картер (также героиня фильма «Первый мститель») живет в послевоенной Америке, но предстает средоточием всех современных феминистских добродетелей, от веры в свой пол до отсутствия предрассудков. Пегги практически идеальна на фоне окружающих ее ущербных мужчин.
Напротив, Джуди побаивается хищников, хотя те уже давно не охотятся на зайцев. И хотя она пытается подавить свои предрассудки, они прорываются в минуты смятения, когда зайчиха теряет контроль над собой. Какая восхитительная ирония – Джуди приезжает в мегаполис, чтобы развеять предрассудки против зайцев, но развеивать ей приходится не столько чужие, сколько собственные предубеждения и страхи. Город принимает Джуди раньше, чем она в полной мере принимает хищников, с которыми ей теперь приходится жить и работать. При этом ее страхи – не просто пережитки прошлого и следы архаичного воспитания. У них есть основа в реальности. И картина не отворачивается от этих тонких психологических нюансов, а пристально присматривается к эволюции сознания героини.
Кстати, такое сейчас возможно только в мультфильме о животных или в ином метафорическом полотне, где суть повествования «остранена» переносом действия в иную реальность.
Разве можно вообразить положительную героиню мейнстримного голливудского блокбастера, которая бы была хоть
немного расисткой, гомофобкой и так далее? Конечно, нет. А Джуди – именно такая зайчиха. Безумно обаятельная, но далекая от политкорректной безупречности агента Картер. Что делает ее куда более интересным персонажем – «героем в развитии», не застрявшим в своем совершенстве. А какие в фильме яркие второстепенные персонажи! А какой занимательный сюжет – не самый лихо заключенный в истории детективов, но способный на время поставить в тупик зрителя. Про анимацию же и заикаться не стоит – конечно же, она в мультфильме Walt Disney на высочайшем техническом и художественном уровне. Об одной мимике героев можно написать объемный восхищенный трактат из сплошных восклицательных знаков. А сколько в фильме шуток, одинаково смешных для взрослых и детей! Есть ли в «Зверополисе» к чему можно придраться? Разве что по мелочи, и придирки будут столь незначительными, что их не стоит и перечислять. Пожалуй, самую большую претензию нужно высказать к рекламщикам, которые сделали трейлер из самой смешной сцены фильма – эпизода в службе регистрации автомобилей, где работают исключительно ленивцы. Этот блестящий эпизод задает столь высокую планку, что, посмотрев фильм целиком, из зала выходишь чуть разочарованным, поскольку в ленте больше нет столь же уморительных моментов. Но так как «Зверополис» – не комедия, а комедийный социальный детектив, то вины создателей картины тут нет. Да, в «Зверополисе» много отличного юмора, но он скорее пища для мозгов, чем для улыбок. И это здорово
.