На прошлой неделе в Мурманске завершился первый международный форум судостроителей. Главной задачей встречи было оценить потребности рыбаков в новых кораблях и сопоставить их с возможностями верфей. Как рассказал представитель Минпромторга Николай Шабликов, сейчас в заказах значатся 362 заявки на 89 крупнотоннажных, 140 среднетоннажных и 133 мелкотоннажных судов. Рыбаки хотят, чтобы корабли были построены за 15 лет. Однако, как признал глава Росрыболовства Илья Шестаков, «заявок на строительство судов гораздо больше, чем возможностей у российских судоверфей. И основная задача – развести возможности и графики строительства». Представитель крупнейшей судостроительной компании ОСК Евгений Загородний в своем выступлении рассказал, что за этот срок компания готова построить лишь 50 больших рыбопромысловых судов и 130 средних и малых судов.
Развести графики не составит большого труда, однако стоимость строительства на сегодняшний день в России выше, чем за границей. Даже гранты от Минпромторга (субсидирование процентной ставки, разрабатываемый проект утилизационного сбора) не делают строительство на российских верфях привлекательным. Внутреннее оборудование для судов по-прежнему покупается за границей, что привязывает его стоимость к валютному курсу. Как рассказал представитель «ОСК», доля импортной составляющей в комплектации судов составляет выше 50%. К тому же, по словам директора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева, климатические условия, в которых работают наши предприятия, предполагают существенно большие расходы на содержание и обеспечение производственных мощностей. «То же самое касается вопроса российских регуляторов, которые на порядок жестче, чем за рубежом. Поэтому, по сравнению с Турцией, не говоря уже о Китае, в России цены будут всегда выше», - заключил Соловьев.
Возможности удешевить производство у российских верфей есть, но нужно получить заказы от рыбаков, запустить серийное производство, и со временем, возможно, наши верфи смогут конкурировать в цене с заграничными заводами. «Три-четыре серийных проекта под основные промысловые бассейны и объекты добычи сделают производство выгоднее на 20-30%», - рассказал Петр Савчук. «Нужны типовые проекты, которые подойдут заказчикам со сходными потребностями, даже если они из разных регионов», - поддержал идею вице-президент ОСК Евгений Загородний.
Простимулировать рыбаков сейчас пойти на издержки, чтобы в будущем обеспечить расцвет отечественного судостроения, могут только дополнительные квоты, которые Владимир Путин поручил выделить для рыбаков, строящих суда в России. Разработка этого законопроекта практически завершена, рассказывают в Росрыболовстве. По подсчетам ведомства, с дополнительной квотой судно окупится через 12 лет. «Именно поэтому нужна господдержка, так как без нее мы не сможем привлечь рыбаков, чтобы они строили на территории Российской Федерации», – признал Петр Савчук.
Уже сейчас ясно, что инвестиционных квот на всех не хватит. Кому-то придется довольствоваться механизмами субсидирования от Минпромторга. Позже предстоит выяснить, кто же получит заветные квоты. В любом случае, Росрыболовство ставит себе задачей сделать строительство для всех рыбаков максимально выгодным. «Нам важно сделать так, чтобы сейчас именно у рыбаков было преимущество как у заказчиков, а не у исполнителей – у судоверфей, рассказал Илья Шестаков. Государство хочет всеми силами перебросить заявки рыбаков из других стран на российские верфи. Все осознают, что обновление флота давно назрело. За последние 25 лет количество промысловых судов уменьшилось с 7000 до 2196 единиц, а их средний возраст в Дальневосточном бассейне составляет около 30 лет, на Северном - около 28. Как рассказывает Юрий Затворный, генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2», из-за технической отсталости судов в Северном бассейне регулярно недолавливают рыбу. «В переносе промыслового судостроения на отечественную почву масса плюсов. Это и отсутствие у судовладельцев таможенных проблем. И возможность более плотного контакта заказчика с исполнителем. И, наконец, серьезный вклад в экономическую независимость России», – перечислила плюсы губернатор Мурманской области, Марина Ковтун.
Государство осознает, что без инвестиционных квот процесс обновления пойдет гораздо медленнее. Поэтому сейчас задача чиновников заключается в поиске ресурса. Например, на Отраслевом совете при Росрыболовстве рассказали о планах в 2017 году на 196 тыс. тонн увеличить общедопустимый улов (ОДУ). «Плюс у нас есть Атлантика, у нас есть зона западной Африки, у нас есть Антарктика – у нас есть еще много ресурсов, куда мы даже в настоящее время не смотрим», перечислил Илья Шестаков потенциальные источники расширения сырьевой базы. Каким образом это осуществить, предстоит разобраться на предстоящей коллегии Росрыболовства, которая пройдет 7 апреля.
Желающих получить инвестиционные квоты оказалось очень много, особенно учитывая скептическое отношение многих рыбаков к этому законопроекту накануне рыбного Госсовета. А не были ли гневные тирады про «продажу Родины» просто маневром, что б уменьшить количество желающих и самому встать поближе к «раздаче»? На данный момент такое количество заявок от рыбаков за желаемые сроки не могут потянуть совместными усилиями все российские верфи.
Говоря о самом форуме, стоит отметить, что закрылся он несколькими крупными сделками. Архангельский траловый флот построит 4 средних траулера на Выборгском судостроительном заводе. «Мурмансельдь-2» намерена построить четыре траулера-морозильщика вместе с калининградским заводом «Янтарь». Развивать взаимодействие будут и АО «Судостроительный завод «Вымпел» и Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана.
Все ваши сообщения мы читаем и все пожелания учитываем, но, к сожалению, ответ не гарантируем.